Практическое руководство по пересечению границы РФ для АОН

Эта статья будет посвящена решению задачи по пересечению границы Российской Федерации на собственном самолете/вертолете. На текущий момент уже опробованы аэродромы Пскова и Питера, далее статья будет дописываться по мере исследования других аэропортов (скоро Сочи).

Итак, если вы хотите полететь на собственном самолете в гости к друзьям в Амстердам или половить рыбку на норвежские фьорды, то вам пригодиться следующий алгоритм (на примере вылета через аэропорт Пскова – ULOO).

Но для начала, как вообще происходит пересечение госграницы. Сделать это можно всего лишь в нескольких местах (и мест этих на самом деле совсем немного). Кроме того, вашим крайним аэропортом вылета должен быть международный аэропорт со службами таможни и пограничников. Если вы летите в Европу, то выбор невелик – на северо-западе это Псков (Кресты) и Питер (Пулково), на западе ничего нет (аэропорты московского узла пока не берем в расчет), на юго-западе Брянск.

Пересечение границы возможно либо по воздушным трассам, либо по МВЛ. Все точки присутствуют на www.fpln.ru. Причем, если вылет идет по воздушной трассе, то надо внимательно смотреть на нижнюю границу коридора и сопоставлять возможности своего воздушного судна и погоду. Например, пересечение границы в районе Пскова происходит в точке НОТАР, нижняя граница коридора 60-й эшелон, то есть 1850 метров. А есть точки, где нижняя граница от 270-го эшелона (где легкие ВС не летают) и так далее. Как правило, АОН пересекает границу всего в нескольких точках и они всем известны (можно спросить тех, кто уже это делал).

Этап 1: предварительные ласки

Алгоритм работы с Псковом (например):

1. Страховка и прочие документы. Первое, что вам нужно – это расширение страховки вашего ВС на страны, куда вы собираетесь лететь на планируемый срок пребывания. Как правило, для Европы стоимость расширения ОСАГО достигает 400-500 долларов на 5-7 дней. Связано это с тем, что в Европе очень высокий лимит отвественности перед третьими лицами, порядка 4,5 млн долларов (у нас – 7000 долларов). Страховку надо сделать в первую очередь и заодно проверить все свои документы – СЛГ должно быть продлено, регистрация и прочие судовые документы должны быть в наличии + сканы для отправки в ГЦ.

2. За несколько дней до планируемого полета было бы неплохо связаться с АДП Пскова и сообщить о своем прилете. Сделать это лучше всего по телефону, дополнительно отправив по почте формальное письмо-заявку с указанием необходимых услуг (заправка, если надо, обслуживание, таможня, граница), регистрационных номеров бортов и количеством членов экипажей. Надо сказать, что эта процедура принята во всем мире, в том числе в европейский аэропортах надо поступать точно так же, только это будет не АДП, а какая-нибудь хэндлинговая компания.

В Пскове нет топлива 100LL (на самом деле чуть-чуть есть, но только для себя), зато керосином могут заправить в любом количестве. А еше Псков не работает в выходные дни (читайте внимательно АИПы перед вылетом!). “Включить” его можно, но дорого (от 20 тыс руб в час).

3. Дня за 2 до полета надо бы подать флайт-план. Сейчас нет необходимости подавать план через нашу систему ivprf.ru, достаточно подать европлан (например, через eurofpl.eu или через SkyDemon). Перед отправкой плана надо проверить, чтобы в адресатах обязательно был наш ГЦ (главный центр управления воздушным движением): UUUWZDZX.

Типичный план от Пскова до Риги выглядит так или вот так:

FPL-RA04XXX-VG
-3R44/L-S/C
-ULOO1100
-N0100A010 DCT ORTOK DCT NOTAR DCT GATVA DCT DOLE/N0100A015 DCT
-EVRA0140 EVCA EEVU
-DOF/140423
-E/0240 P/3 R/V A/WHITE C/ANDREY BORISEVICH +7915480XXXX)

4. Сразу после подачи европлана к вам придет вежливое письмо от ГЦ, которое попросит прислать документы на воздушное судно, а именно: СЛГ, регистрацию, и страховку, которая обязательно должна быть расширена на страны, куда вы собрались лететь и на планируемый срок пребывания.

PLS KINDLY SEND THE FOLL SET OF DOCS FOR 3 HELICOPTERS:
RA04XXXX RA06XXXX RA06XXXX:
-AIRWOTHINESS CERTIFICATE,
-AIRWORTHNESS REWIEW CERTIFICATE,
-CERTIFICATE OF REGISTRATION,
-AIRCRAFT INSURANCE CERTIFICATE
-THIRD PARTY LIABILITY INSURANCE
-AIRCRAFT NOISE CERTIFICATE
T0 EMAIL ADDRESS: PERMIT MATFMC.RU  AVIAPERMIT SCAA.RU
————-
RMK: PLS USE NEXT STANDART FOR EVERY DOC FILE NAME:
-AIRWOTHINESS CERTIFICATE:  XXXX CAR.PDF
-AIRWORTHNESS REWIEW CERTIFICATE:  XXXX REW.PDF
-CERTIFICATE OF REGISTRATION:  XXXX REG.PDF
-AIRCRAFT INSURANCE CERTIFICATE AND
THIRD PARTY LIABILITY INSURANCE: XXXX INS.PDF
-AIRCRAFT NOISE CERTIFICATE: XXXX NOISE.PDF
BRGDS,
MAIN ATM CENTER OF RUSSIA
TEL: +7 495 601 07 76
———

Собираете все перечисленные выше документы (кроме сертификата шума, которых у нас просто нет) и отправляете на эти два емейла. В ГЦ, как и во многих наших ОВД структурах есть некая несогласованность в действиях тех, кто проверяет документы и тех, кто дает решение на вылет (диспетчерская служба). Поэтому, если вы просто отправили документы и ждете – шансы ваши на безболезненный вылет крайней невысоки. Скорее всего, в самый распоследний момент окажется, что ваши документы потерялись, не дошли или прошли проверку, но диспетчера ГЦ об этом не знают. Поэтому на данном этапе наше оружие – телефон. Звоните начальнику смены (84992315515) или дежурному (84956010705) и выносите мозг до тех пор, пока вам не скажут, что АЦК (ACK, по сути разрешение на вылет) отправлено в Псков.

5. Следующий этап (как правило, это день накануне планируемого вылета) – звоните на Псков диспетчеру или ПДС (88112620920) и выясняете, лежит ли у него на столе ACK-шка на ваш вылет. Если да – все хорошо. Если нет – возвращаемся на шаг назад и снова звоним в ГЦ. И так по кругу, пока задача не будет решена.

Это только предварительная работа! Далее, вы просто летите в Псков (не буду вам рассказывать, как это сделать). Приземляетесь там, и начинается этап номер 2.

Этап 2: вылет из РФ

После приземления в Пскове, вы должны сделать чек-аут из страны, то есть выполнить таможенные и пограничные формальности. Но сначала – заправка, далее поход в ПДС, где вам посчитают сколько денег вы должны и далее поход в бухгалтерию, где вы наличкой в кассу можете заплатить денег за обслуживание в аэропорту и все сборы. Для вертолета Робинсон 44 эта сумма в пределе 6000 рублей (из которых почти 2 тыс за микроавтобус на перроне). Занимает это все около 30 минут, ПДС очень вежливый и приветливый, хотя признаются, что мы доставляем им немало хлопот (мы – это “маленькие”).

Можете забежать на второй этаж в диспетчерскую (АДП) и проверить, все ли ОК с вашим планом и если есть задержка – дать задержку, чтобы план скорректировали. Может быть потребуется звонок в ГЦ, если на вас нет АЦК или есть претензии к поданному плану (у меня так было один раз), держите телефон дежурного под рукой.

После беготни по двум этажам Псковского здания администрации, выходите на улицу и через 50 метров снова входим в здание аэровокзала (который скорее всего будет работать для вас, и только для вас). Там вы встречаетесь с таможенником, который попросит у вас 1) документы на борт, 2) доверенность, если борт вам не принадлежит, 3) российский паспорт КВС, 4) и две копии генеральной декларации.

Генеральная декларация это очень простая бумажка, выглядит примерно вот так.

Ждем минут 5-10 и далее проходим пограничников. Все быстро, вежливо, культурно. Потом обычная формальная процедура авиационной безопасности (рамка, рентген – не берите с собой ничего лишнего, типа воды) и вы снова у своего самолетика, готовитесь к вылету.

Этап 3: пересечение границы

Если у вас все по плану, все разрешения выданы и подходит время вашего планого вылета – садитесь в самолет и запрашиваете запуск двигателя у Псков-Вышки. Приключения начинаются)) теперь только приятные эмоции (если погода хорошая).

После взлета до НОТАРА лететь примерно 10-15 минут. За это время вы должны наскрести 1850 метров, чтобы на этой высоте переходить границу. Я не встречал требования включать транспондер, но он у меня по умолчанию всегда включен, 7000 для VFR полета, хотя наши диспетчера ни разу не просили у меня его включать. Летим, как обычно, никого не трогаем, набираем 60-й эшелон. Если погода плохая – просите диспетчера пересекать пониже. Есть случаи прохода НОТАРа на 500 метрах или 700 метрах. В общем – просите и вам дадут. Может быть. Если погода CAVOK – лезьте на 1850 м и не выпендривайтесь.

За 3-5 минут до НОТАРА надо бы установить связь с Таллин-Контролем (Tallin Contorl либо на 122.9 либо на 132.5) и тут вы уже переходите на “родной” английский язык и с Таллином общаетесь на нем. Ну кроме, “до свиданья и спасибо”, который все понимают на русском. Классический запрос будет выглядеть так: “Tallin Control, Romeo Alfa Zero Four XXX, Robinson 44, VFR, flight level 60, NOTAR at XX minutes, (transition through your airspace (to Riga))”. В ответ вам дадут давление и squak для транспондера, могут спросить следующую точку (и/или выход из зоны), будьте готовы.

Далее доходим до НОТАРа, возвращаемся к Пскову, докладываем проход НОТАРА и наличие связи с Таллином, “спасибо, до свиданья”. И все – вы в Европе)

А как летать по Европе – тема отдельной статьи.

P.S. Всем, кто планирует лететь за границу – настоятельно рекомендую сделать карточки АОПЫ (членство стоит 4500 рублей, а удовольствие вы сами потом оцените). Причем сделать всем – не только тем, кто летает, но и пассажирам, потому что в Европе по карточке АОПЫ вы считаетесь членом экипажа, что упрощает проход в терминале и вообще сильно помогает. Пассажиры – ваша головная боль, поэтому всегда и везде (в генеральных декларациях и в запросах и в общении) пишем, что у нас НЕТ Паксов, а все – члены экипажа. Есть только одна проблема – попросят доказать, и тут вы достаете из широких штанин… Карточку члена АОПы или пилотское удостоверение.